Правильное дыхание в вокале. Почему для вокалиста так важна постановка дыхания Как поддерживать правильность дыхание в вокале

04.08.2023

Наверняка вы слышали, что правильное дыхание при пении - это дыхание животом. И не только при пении! Я знаю, что и будущих актёров учат дышать так же, такой же тип дыхания используется при игре на всех духовых инструментах. Но как именно нужно дышать животом, я расскажу на этой странице.

Хотя бы чему-то можно самостоятельно научиться с помощью статей в интернете!)) Да, и я вам постараюсь помочь) Осваивая упражнения на развитие правильного певческого дыхания, вы, по крайней мере, не напоёте себе узелков на связках и не наделаете проблем)

Физиологически различают несколько типов дыхания:

  1. Верхнерёберное, оно же ключичное, оно же клавикулярное дыхание.
  2. Среднерёберное, кастальное или грудное дыхание.
  3. Нижнерёберное, оно же абдоминальное, оно же брюшное или диафрагматическое дыхание.

Первый тип - ключичное дыхание - характеризуется преимущественно участием плеч и ключиц: при вдохе плечи поднимаются, и это заметно. Кислород в этом случае поступает по большей части лишь в верхушки лёгких. Участие диафрагмы незначительно. Считается, что физиологически так дышат школьники и женщины.

При втором типе дыхания преобладают движения средних рёбер и грудной кости: более всего заметно движение в груди - "вздымается грудь". Нас в своё время учили, что так дышат младенцы и подростки.

При брюшном дыхании движется только живот, в значительной степени подключается диафрагма (но её движение мы не увидим и почувствовать в большинстве случаев не сможем), а воздух наполняет нижние части лёгких. Считается, что так дышат мужчины.

Самое удивительное и невероятное, что за 10 с лишним лет обучения пению я не видела ни одного человека, который бы пришёл и изначально дышал животом!!! Даже взрослые мужчины чаще всего дышат плечами. Есть женщины, которые физиологически дышат грудью, но и женщины чаще всего дышат клавикулярно. В общем, с этим полная беда. Певческое дыхание - вопрос, актуальный для 99,5% людей, которые учатся петь.

При пении правильным типом дыхания считается смешанный кост-абдоминальный тип, который предполагает брюшное дыхание с некоторым подключением дыхания грудного. В первую очередь важно именно брюшное, диафрагматическое дыхание! Поэтому мой вам искренний совет опытного преподавателя: учитесь дышать животом! Научитесь дышать животом, и лишь потом можно чуть подключить грудь!

Упражнения .

Перейдём от теории к практике. Подойдите к зеркалу. Положите руки на живот. На середину живота, в районе пупка. Вдохните и заметьте, где вы видите небольшое движение. Скорее всего, вы увидите движение в районе плеч или груди. Это неправильное дыхание. То есть, конечно, петь вы сможете, только этот тип дыхания будет вам мешать.

Также стоя перед зеркалом, также положив руки на живот (плечи при этом расслабьте, опустите), постарайтесь вдохнуть так, чтобы движение было только в животе. Чтобы живот толкнул ваши руки чуть вперёд. Буквально на пару сантиметров. При это плечи и грудь не должны двигаться - ни на миллимметр! В плечах не должно быть и микроскопического движения!!! Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик, и он слегка надувается (так детям объясняют)). Живот двигается чуть вперёд. Плечи и грудь не шелохнутся.

Получилось? У большинства получилось!

Не получилось? В плечах по-прежнему есть микроскопическое, но движение? Ок! Тогда представьте, что вашу макушку, и плечи, и грудь - всё залили цементом, и только живот остался свободным, только животом вы можете двинуть:-D Нет, серьёзно, должно помочь.

Вам всего лишь нужно добиться, чтобы при вдохе двинулся живот - слегка вперёд, двигая вашу руку. Буквально на 1-2 сантиметра, больше и не нужно! При этом ни в коем случае не допускайте движения в плечах!

Если всё равно не очень получается, попробуйте лечь. Не двигайте плечами и грудью, двигайте только животом. Знайте: вдохнуть животом могут абсолютно все!!! Вне зависимости от возраста и прочих ваших уникальных сторон и качеств!

Получилось? Ура! Я в вас верила!!! Повторите опус стоя перед зеркалом. Продемонстрируйте упражнение домочадцам! Получается? Прекрасно!!!
Но не обольщайтесь! Только лишь вы начнёте петь и подумаете о чём-то другом, кроме дыхания, например, о высоте ноты, гарантирую вам, вы снова вдохнёте неправильно, снова начнёте пользоваться своим физиологическим, обычным типом дыхания! За правильным дыханием нужно всё время следить! Пока это не превратилось в навык: в умение, которое вы используете при пении уже бессознательно!!!

В этой статье я не буду касаться вопроса постановки звука "на дыхание" и пения на опоре. Считаю, что здесь уже нужен контроль профессионала, иначе можно наделать бед.

Но остались ещё несколько вопросов относительно того, как именно нужно дышать при пении.

  1. Носом или ртом? В вокальной литературе нет однозначного мнения и нет согласия специалистов. Одни говорят, нужно дышать обязательно ртом, другие - исключительно носом! Моё мнение таково. Лучше дышать носом - если нет каких-либо затруднений с носовым дыханием - например, заложенности носа. Если вы духовик и привыкли дышать ртом, переучиваться и "ломать" себя не стоит - при пении вполне допустимо дышать ртом.
  2. Как много воздуха следует брать при пении? Не берите много воздуха! Ваш вдох при пении должен быть таким же по объёму, как и обычный вдох в состоянии покоя.
  3. Как быстро следует дышать - то есть как быстро нужно втянуть в себя этот "обычный для себя" объём воздуха? Это зависит от темпа произведения - в быстром произведении вы дышите быстрее, в медленном - более плавно и медленно. Не циклитесь на этом. Следите лучше, чтобы плечи не двигались, а двигался только живот.

Что даёт правильное певческое дыхание:

  • Воздух, который вы вдохнули, более контролируемый. Вы можете более экономно расходовать его, лучше управлять им.
  • Если тип певческого дыхания правильный, выдох может быть гораздо более длительным, чем при неправильном типе дыхания.
  • Вдох, наполняющий воздухом нижние доли лёгких, способен создать в перспективе "столб" воздуха (повышенное давление в бронхиальном дереве!), который при прохождении через голосовые связки заставит их колебаться с большей амплитудой, а значит, будет способствовать более яркому и сильному звуку. Собственно, без правильной техники дыхания невозможно пение на опоре, пение на дыхании! Но это уже отдельная тема...

Сложно не процитировать в конце этой статьи известную фразу "Искусство пения - это искусство дыхания". Только, если честно, отражает она лишь одну из сторон этого сложнейшего искусства. Само по себе правильное певческое дыхание не обеспечивает вам красивое и правильное пение,

Воздушная струя, в среде которой и образуется звук, должна быть очень точно управляемой. Ведь ее воздействие на голосовые складки крайне велико. Если не уметь именно управлять силой своего набранного и выдыхаемого воздуха, то никогда не добиться координации, воздух всегда будет занимать по отношению к работе складок не согласованную позицию. То его мало, то много, но никак не могу попасть, чтобы нота была плотной и качественной… Проблемы с верхами, с силой голоса, с «киксами», голосовая усталость… Одной из основных причин всех этих неприятностей является неуправляемое дыхание.

Давно, опять же, замечено, что певческое дыхание отличается от разговорного в первую очередь своей, что ли, «растянутостью», длительностью и ровностью фонационного выдоха. В повседневной речи фразы могут быть разными, кто-то говорит коротко и односложно, а кто-то шпарит сложносочиненными предложениями. А посмотрите на речь диктора? Это уже совсем другое дыхание, сбалансированный и ровный, длительный выдох. Речь устойчивая по тембру и силе, с хорошей дикцией, с передачей эмоционального оттенка...

Вокал - еще более высокий уровень владения своим дыханием. Тут и длительность гласных совершенно другая, и сила голоса, и высотность...

Ученые, занимавшиеся изучением дыхания при пении, обратили внимание на то, от чего зависит ровный и устойчивый фонационных выдох - энергетическая основа звука. Энрико Карузо по этому поводу говорил: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его пра­вильно и экономно использовать зиждется все искусство пения.» Эта фраза не менее актуальна для любого современного вокального стиля, чем для классики.

«Какие же дыхательные движения характерны для опытных певцов? Несмотря на большое разнообразие и индивидуальность этих движений, можно обнаружить здесь и некоторые общие черты. При выполнении того же задания (тянуть звук с одинаковой силой) у опытных певцов, как правило, наблюдается очень незначительный спад дыхательных кривых... Это говорит в пер­вую очередь о большой экономии расходования воздуха опытными певцами. По собственному признанию Э. Карузо, он стремился использовать для звукообразования «каждую частицу воздуха», выходящего из легких. »

Грудная клетка у опытного певца опадает со значительно меньшей скоростью, чем у неопытного! Как пишут классики, хороший певец поет, задерживая воздух, а не выпуская его весь и сразу. «Внутреннее дыхание» экономно регулирует расход воздуха, силу воздушной струи, скоординированность потока воздуха с высотой ноты, всегда поддерживая оптимальное подсвязочное давление. Вот что помогает плотности смыкания связок и получению чистого и качественного звука!

Если же воздуха сразу хватануть много, чему способствует, как раз, «дыхание животом», то кроме срочного желания выпустить, выбросить лишнее, проявится еще и вот такой эффект:

«Теперь нам становится ясно, почему большой перебор воздуха и пение на максимальном вдохе оказываются вредными для голоса: под влиянием сильного давления в легких и максимального раздвижения ребер диафрагма уплощается, опускается и не может совершать свои ре­гулирующие, парадоксальные движения. Кроме того, как подметил еще Л. Д. Работнов, быстрое спадение стенок грудной клетки во время фонации в такой же мере является нежелательным, так как лишает диа­фрагму опоры, которая необходима ей для совершения своих парадоксальных движений. Остается один выход - сохранять во время пения состояние лишь очень умерен­ного вдоха, что мы и наблюдаем у квалифицированных пев­цов.»

В.П.Морозов «Тайны вокальной речи»

А умеренный вдох - это вдох естественный, к которому мы привыкли в жизни.

*****

Так что певческое дыхание, действительно – «краеугольный камень» всего процесса. Если свет слишком яркий – мы не видим вокруг ничего, но ведь то же самое, если свет слишком тусклый… Все требует ОПТИМУМА! Любому процессу нужна точность. Могу даже привести пример из далекой от вокала темы – биологии.

Известен факт того, что когда-то в Австралию завезли кроликов. А поскольку этот вид животных не обитал в Австралии раньше и не приобрел естественных врагов, кролики размножились до степени национальной угрозы. И люди вынуждены были воевать с поголовьем этих «безобидных» зверьков с оружием в руках, чтобы сохранить свои посевы… Везде должен быть баланс…

*****

Таким образом, естественное (косто-абдоминальное) дыхание свойственно нам по жизни. Я в своей практике очень часто наблюдала, что приходящие заниматься молодые люди УЖЕ дышали таким верным способом, зачем их переучивать?

Хватало воздуха и на длинную ноту, и на фразу. А когда снималось излишнее психологическое напряжение, звук становился качественным без всякой его «дыхательной» обработки. И вибрато появлялось вполне достаточное. В данном случае соглашаюсь с выводами известного в мире специалиста (Сэта Риггса), что излишнее внимание к певческому дыханию скорее вредит, чем помогает. Если оно естественное и, при этом, не костальное (ключичное), то зачем вмешиваться в регулировку самой природы?

Но бывают и иные студенты… У которых именно верхнее ключичное дыхание уже превратилось в рефлекс… Вот тут да, тут надо возвращать его в природное русло, так скажем. Особенно часто такое наблюдается у жителей больших городов. Причина? Думаю, ритм жизни, скорость общения с самого детства...

Хотите проверить, есть ли у вас ключичное дыхание? Встаньте перед зеркалом. Вдохните быстро! Если при вдохе плечи и верх груди поднимаются вверх и втягивается живот – есть. Если плечи немного ОТКЛОНЯЮТСЯ НАЗАД , а по высоте при этом остаются на месте – все нормально.

*****

Так почему вокальные педагоги с первых уроков начинают «переделывать» студенту способ дыхания? Что ими движет? Откуда «пошла есть…»?

Как всегда – от классики… Вернее, от какого-то упрощенного прочтения классических канонов. Сейчас уже невозможно точно определить, кто стал учить «дышать животом», но эту неверную установку растиражировали (не вникая в суть) с годами ТАК , что сегодня у нас в России ИНЫХ , верных рассуждений, уже практически не встретишь… Да и не только в России. Весь многоязычный YouTube на эту тему полон роликами, где наличие выпяченного при вдохе живота преподносится, как единственно истинный способ дыхания.

А ведь мои слова о том, что ученые, в том числе и российские, давно выяснили, каким должно быть верное дыхание при пении, относятся именно к классическому вокалу. Да-да! В России-то, как в Америке, например, никто вокал другой и не изучал! Поскольку ВОКАЛОМ считается только голос классический, других, как бы, нет, остальное – «попса», не заслуживающая внимания.

«Эстрадники», как попугаи, повторяют эту «мантру о животе» не один десяток лет, не утруждая себя необходимостью все-таки разобраться досконально, что есть что. А ведь тут существует серьезная особенность.

Само музыкальное строение классического репертуара таково, что требует «медленного» и относительно глубокого дыхания. В большинстве своем. Пусть классики не кидают в меня всякие предметы, в сложных произведениях есть филигранные пассажи, требующие очень тонкого управления воздушным потоком, я это не оспариваю. Однако замечу, что петь такие пассажи удается классическому вокалисту после многих лет обучения, когда «искусственность» превратилась в естественность, выработался необходимый рефлекс, а это дело долгое. Да и количество такого материала относительно всего сонма произведений для вокалиста-классика – всего несколько процентов.

Другие, НЕ КЛАССИЧЕСКИЕ стили вокала могут и осваиваться значительно быстрее, и, главное, звучать без оперной «характЕрности», в них не нужен слишком мощный ток воздуха, в них важнее другое – скоординированность на базе естественных положений вокальных структур.

Опера – это многое другое, кроме дыхания. Это и положение гортани, и приемы прикрытия, и (как следствие) строгая позиционированность вокального тракта, нюансы мимики, даже жестов… Современные стили не требуют такого скрупулезного следования определенной, именно оперной, технике, у них техника своя, которая требует и своей воздушной поддержки, очень во многом отличающейся от классической.

Даже хотя бы вспомнить, что ряд видов вокальности в опере просто недопустим. Там нет фальцета, субтона, йодля, бэлтинга, гроула и так далее… А ведь для реализации такой техники обязательно требуется соответствующее воздушное «воздействие».

И получить это воздействие возможно только на базе естественного, природного косто-абдоминального дыхания, при котором вокалист вовсе не раздувается при каждом вдохе, как воздушный шар. Супер профессионалы совсем не выпячивают свой живот, когда поют, взгляните:

Справедливости ради необходимо сказать, что в опере тоже дыхание косто-абдоминальное, а вовсе не брюшное. Это подтверждают многочисленные как русскоязычные, так и итальянские источники. Настоящий оперный певец не станет глупо «дышать животом», поскольку ему требуется та же управляемость. Хотя, разумеется, сила воздушной подачи (которую чуть ли не все неопытные вокалисты путают с ОПОРОЙ ), при пении классики, как правило, более велика.

Тут опять эффект баланса. Научившись управлять только мощным грузовиком, не всякий сможет быстро совладать с автомобилем, пересев за руль легковушки. Аналогично и наоборот. Привыкнув ездить на легковом автомобиле, попробуйте-ка так же с первого раза повести мощный грузовик!

*****

Учить же с первых уроков «дыханию животом» просто вредно, поскольку это вводит студента в заблуждение. Да, так проще почувствовать то, на что раньше внимания не обращал. Но зачем обращать, если и так все хорошо? Если природа сама отрегулировала этот процесс, без педагогического вмешательства? Эффект сороконожки, которая споткнулась, задумавшись, с которой ноги ей шагнуть…

Использование материалов сайта допускается при условии обязательной ссылки на первоисточник

Каким бы видом пения вы не решили заняться, академическим или эстрадным, в какую бы школу вокала не пришли, первое, с чего начнется работа с вашим голосом: правильное певческое дыхание.

Ко мне приходило много учеников, которые раньше уже занимались вокалом и даже выступали на сцене. Но почти все из них признавались, что не до конца понимают, как правильно дышать во время пения.

Голосовые зажимы, слабый звук на верхних нотах, нехватка воздуха в длинных фразах — с такими проблемами они сталкивались постоянно. И все потому, что ранее педагоги не объяснили им смысл певческого дыхания, а ребята не придали этому значения. И нам приходилось возвращаться к азам, и заново учиться дышать.

В данной статье я постараюсь максимально доступно познакомить вас с азами певческого дыхания, исходя из моего опыта. При желании углубиться в данный вопрос с профессиональной точки зрения, вы всегда можете почитать научную литературу о пении. На O VOCALE вы найдете обзор самых полезных книг для вокалистов.

А вы задумывались, правильно ли дышите?

Знакомство с техникой певческого дыхания всегда начинается с осознанного вдоха и выдоха. На первом уроке вокала я спрашиваю новичков, обращают ли они внимание на то, как дышат в повседневной жизни.

Чаще всего начинающие вокалисты теряются и не могут сказать, как они чувствуют свой вдох и выдох. Вот вы можете ответить на данный вопрос?

Важно осознать одно: чем лучше вы осведомлены о том, что происходит в теле во время пения, чем яснее вам механизмы управления голосом, тем легче дается техника вокала!

Почему необходимо следить за своим вдохом и выдохом, я расскажу ниже. Если вы уже подружились с певческим дыханием и умеете его контролировать, я очень рада, а если нет — давайте разберемся, какие «инструменты» отвечают за правильное дыхание при пении.

Физиология певческого дыхания.

Сделайте удобный привычный для вас вдох прямо сейчас. Понаблюдайте, как много вы взяли воздуха, как надолго задержали его и насколько плавно выдохнули. Хорошо, если рядом есть зеркало, и вы вдохнули, глядя на себя. Отметьте, в какую область грудной клетки пошел воздух. Да-да, именно в грудную клетку!

Вы скажите: «Но я читал, что при пении необходимо дышать животом!». Но задумайтесь, как мы можем вдохнуть (по-настоящему вдохнуть, впустить воздух) в живот?! Ведь внутри живота находятся внутренности — кишечник, желудок и прочее.

Дышать, сильно надувая живот и стараясь взять в него побольше воздуха, не разобравшись в собственной физиологии, распространенная ошибка начинающих певцов. И приводит она к бездумной ненужной работе мышц брюшного пресса.

В то время как за набор дыхания в организме отвечают легкие! Именно в легкие (а не в ваш желудок в животе) вы впускаете воздух, и именно из легких он выходит обратно, превращаясь в углекислый газ.

Как правильно дышать при пении?

Уверена, что когда я попросила вас вдохнуть, у большинства поднялась грудная клетка или плечи. Это естественно для обычного человека, но дышать при пении так неправильно. И вот почему: когда мы, вдыхая, поднимаем плечи, воздух заполняет верх легких.

Посмотрите на картинку, легкие имеют треугольную форму, сверху они гораздо уже, чем снизу. А значит, количество воздуха, которое вы набрали в верхнюю часть, меньше.

Это как верхушка айсберга, где основной «массив» воздушного запаса остается «под водой», нетронутым и не замеченным. Таким поверхностным вдохом большинство людей привыкло пользоваться каждый день.

Когда мы наполняем воздухом верхнюю область груди, кажется, что воздушного запаса становится больше, но это заблуждение.

Чтобы петь красиво и свободно, важно научиться впускать воздух в нижнюю часть легких. Таким образом включается другой тип дыхания — нижнереберное, диафрагмальное, оно же дыхание «животом».

Для освоения нижнереберного дыхания не обязательно идти в школу вокала, вы можете заняться научиться дышать правильно при пении прямо сейчас! В блоге O VOCALE есть , которые вам помогут.

При чем здесь диафрагма, и как ей дышать?

Наверняка, вы не раз слышали о таинственной «диафрагме» и ее значительной роли в пении. Способны ли вы сказать, а лучше показать, где находится диафрагма и объяснить, зачем она нужна? Если появляется желание погуглить, я отвечу: диафрагма — это плотная мышца, которая поперек пересекает тело человека, разделяя его пополам.

У диафрагмы полно функций кроме разделения, она принимает участие в пищеварении, в кровоснабжении и в других процессах организма.

Для заинтересовавшихся, действительно, «Гугл» в помощь, а я предлагаю отыскать диафрагму у вас, и понять, какую задачу она выполняет в процессе певческого дыхания.

Найдите солнечное сплетение — там соединяются ребра, и коснитесь их краев снизу. Проведите пальцами по контуру ребер от солнечного сплетения до поясницы, где они примыкают к позвоночнику. Именно здесь, где вы прошли руками, к краям ребер крепится диафрагма.

Теперь сделаем вдох как можно ниже и глубже, чтобы нижние ребра расширились и разошлись в разные стороны. Напоминаю, грудь и плечи не поднимаются!

В этом и кроется весь секрет певческого дыхания.

В момент вдоха диафрагма следует за раздвигающимися нижними ребрами. Она опускается и удерживает их в широком состоянии. А при выдохе ребра сужаются и диафрагма возвращается в естественное приподнятое положение, напоминающее купол.

Data-medium-file="https://i2.wp..jpg?fit=300%2C162&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp..jpg?.jpg" alt="физиология дыхания при пении, диафргама" width="742" height="401" srcset="https://i2.wp..jpg?resize=300%2C162&ssl=1 300w, https://i2.wp..jpg?resize=768%2C415&ssl=1 768w, https://i2.wp..jpg?resize=1024%2C553&ssl=1 1024w, https://i2.wp..jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i2.wp..jpg?w=1920&ssl=1 1920w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

И наоборот: когда вы набираете воздух в верх груди, выключаете из работы диафрагму. При таком неверном вдохе ребра сужаются, а диафрагма поднимается куполом вверх, сокращается и не принимает участия в удержании выдоха.

Кажется, что воздуха много, но его не хватает. Вам хочется поскорее выдохнуть, сбросить набранный воздух, так как контролировать его без участия диафрагмы сложно.

Почему мы дышим животом во время пения?

Диафрагма не болтается в пустом пространстве, не существует сама по себе. Она крепко соединена с мышцами ребер и, разумеется, с мышцами брюшной полости. И когда вы раздвигаете ребра при вдохе, эти брюшные мышцы активно подключаются, и передняя стенка живота идет вперед. Поэтому создается иллюзия, что мы дышим животом во время пения.

Некоторым людям проще понять процесс вокального дыхания и отследить напряжение в диафрагме, надув мышцы живота. Знаявсе тонкости, описанные выше, мы смело можем сказать, что дышим животом, но без понимания физиологии эта фраза покажется непонятной.

Дыхание животом полезно для организма.

Глубокое диафрагмальное дыхание влияет на снятие стрессов и успокоения нервной системы. Недаром его используют многие практики по оздоровлению, например, йога и цигун.

К тому же при использовании нижних запасов легких, мозг интенсивнее насыщается кислородом, начинает четче работать, поднимается общий тонус и приходит бодрость.

Певческое дыхание кажется противоестественным, однако, оно знакомо каждому человеку с рождения!

Понаблюдайте за детьми и животными — они дышат животом. Обратите внимание на дыхание животом у кошки или собаки. Во сне, засыпая и расслабляясь, мы перестаем контролировать мышцы и переходим на нижнереберный тип вдоха!

Такое дыхание подходит не только певцам, но и работникам профессий, полноценно использующим голос: лекторам, учителям, ораторам, адвокатам. Связки утомляются меньше, если постигнуть основы нижнереберного дыхания.

Правильное певческое дыхание начинается с внимания.

Для новеньких учеников диафрагмальное дыхания становится настоящим открытием, когда они понимают, насколько объемным и глубоким может быть их вдох. У кого-то кружится голова от гипервентиляции мозга, потому что раньше они использовали лишь малые объемы дыхания, а сейчас «включили» дополнительные ресурсы, раскрыв легкие целиком. Это нормальная реакция.

Но еще более удивительной кажется мысль, что за своим дыханием во время можно следить! А я считаю, что не только можно, но и нужно. С внимания к себе и своему дыханию зарождается здоровое правильное пение, появляется красота голоса, и любовь к нему.

Дышите животом не только на уроке вокала один или два раза в неделю, но и в жизни, как делают все профессиональные вокалисты.

Сделайте диафрагмальное дыхание естественным: это первый и самый важный шаг в постановке голоса. Последите за ним несколько дней! Куда вы вдыхаете, сколько воздуха набираете и сколько выпускаете, какие мышцы включаются в процесс — при разговоре, перед сном, когда вы взволнованы, когда спокойны…

Поверьте, любой педагог будет в восторге, если перед приходом к нему на пробное занятие в школу вокала, вы освоите певческое дыхание, облегчив работу и ему, и себе. Вы сможете двигаться дальше для постижения тонких вокальных хитростей, не отвлекаясь на базовые вещи.

И помните, дышать правильно за вас никто не станет. Педагог лишь покажет, как это делать. А дальше все зависит от вас!

Так что начните прямо сейчас! Для этого на O VOCALE вы найдете несколько лайфхаков — .

Вам понравится:


Профессиональный преподаватель сразу отличит новичка от опытного вокалиста по постановке его дыхания. Главными признаками не поставленного дыхания является:

  1. Невозможность протянуть длинную ноту. Новичку просто не хватит воздуха, чтобы ее удержать, поэтому у него начинает дрожать голос на длинных нотах, появляться фальшь, тембр становиться тусклым или звук пропадает совсем.
  2. Невозможность спеть фразу на одном дыхании. Часто такое певец начинает брать дыхание в середине слов, что искажает передачу смысла песни и ее настроения. Особенно ярко это проявляется в медленных или, напротив, очень быстрых композициях.
  3. Голос звучит тускло, не в полную силу. В нем не полностью раскрывается его тембр, характерная интонация, даже в некоторых случаях трудно понять, кто поет, сопрано или меццо, тенор или баритон. Без правильного дыхания хороший вокал невозможен.
  4. Дыхание короткое, непродолжительное, при вдохе поднимаются плечи. Это происходит потому, что у непрофессионала дышат только верхушки легких, поэтому ему не хватает дыхания, чтобы удержать всю фразу до конца.
  5. Наличие различных зажимов в голосе, боли в горле во время исполнения песни, быстрая усталость, осиплость. Чтобы дотянуть фразу до конца, вокалисты начинают удерживать ее горлом, прикладывая значительные усилия. Это очень вредно для здоровья, поэтому у вокалистов с не поставленным дыханием часто развиваются ангины, воспалительные заболевания, а также ларингиты и осиплость. Правильная постановка дыхания снимает все эти проблемы и голос начинает звучать плавно, богато и красиво.
  6. Невозможность спеть мягко, филировать звуки на длинных нотах. Без правильного дыхания голос становится резким, пронзительным и неприятным. У него может появляться характерный визгливый звук, при этом, когда нужно спеть тихо, голос пропадает. В результате вокалист не может управлять своим голосам, делать его тише и громче, сочнее и насыщеннее, и тихие ноты у него не звучат. Правильная постановка дыхания позволит вам менять громкость вашего голоса, при этом его будет слышно даже на самых тихих нотах.

Постановка дыхания не потребует от вас значительного времени и усилий, но зато вы сможете петь красиво и свободно длительное время, без признаков усталости и боли в горле после занятий вокалом. Большинство вокалистов осваивают ее за несколько недель, а некоторые и с первого раза. Правда, постановка дыхания для хорового и сольного пения немного отличается.

Если вокалист, который поет сольно, не может взять дыхание на длинной ноте, то многие хоровые произведения построены так, что протянуть одну ноту на дыхании невозможно. Поэтому, когда один из исполнителей берет дыхание, остальные держат ноту, в то время как дирижер управляет звучанием, делая его то громче, то тише. То же самое происходит и в ансамбле, только пением там управляют сами исполнители.

Как научиться дышать при пении – упражнения

На самом деле, ничего тут сложного нет. Главный секрет, как правильно дышать при пении, заключается в глубоком и равномерном дыхании. Его нужно брать не плечами, а низом живота. При этом плечи не поднимаются, они свободны и расслаблены. Это нужно проконтролировать перед зеркалом. Положите руки на живот и сделайте глубокий вдох. Если вы все делаете правильно, то рука на животе будет подниматься, а плечи останутся расслабленными и неподвижными. Затем попробуйте сделать глубокий вдох и спеть какую-то фразу или просто потянуть длинный звук. Протяните его, сколько сможете. Вот с таким ощущением нужно и нужно петь. Ежедневная тренировка дыхания поможет вам привыкнуть к этому ощущению.

Как правильно дышать при пении романса или песни? Вам нужно взять нотный текст и посмотреть, где стоят запятые. Ими обозначается дыхание между фразами или в определенных местах для создания особого эффекта. Преподаватели советуют брать дыхание перед началом следующей фразы в тексте. Конец фразы стоит немного продлить и сделать тише, чтобы не создалось ощущение, что вам не хватает воздуха.

Много ли времени занимает тренировка дыхания? Если речь идет об отдельных упражнениях, то не больше 20 минут в день, ну а в целом сам процесс пения является самым лучшим тренажером для дыхания при условии, что вы поете правильно. Вот несколько простых упражнений:

  1. Медленный выдох на звуке «ш». Вам нужно взять часы с секундной стрелкой, сделать максимально глубокий вдох и выдыхать на звуке «ш» очень медленно. Норма – 45 или 50 секунд для взрослого человека.
  2. Медленный выдох на звуке. Попробуйте спеть медленную фразу на экономном выдохе на одном звуке или вокальное упражнение. Чем длиннее фраза, тем быстрее вы научитесь петь на дыхании длинные ноты и фразы.
  3. Теперь попробуйте петь фразу с длительным произношением слов. Это труднее, чем предыдущие упражнения, но результат того стоит. Успехов вам и хороших результатов!

Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом:Как правильно дышать во время пения? В этом уроке я постараюсь ответить развернуто на этот вопрос.

Дыхание - это фундамент для пения. Без дыхания Вы не сможете спеть ни одной ноты (можете попробовать:)). То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса...

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

  • При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
  • Брюшное дыхание - это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
  • Третий вид дыхание - смешанный . При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Какой тип дыхания выбрать новичку?

Многие преподаватели вокала, а также сами вокалисты, спорят о том, какой тип дыхания лучше всего при пении: брюшное или смешанное (грудное дыхание мы не берем в расчет, таким дыханием точно никто не поет). Конечно, оба эти типа дыхания правильные. Но в этом уроке мы будем рассматривать только брюшное дыхание, потому как новичку нужно начинать именно с него.

Что такое брюшное дыхание?

Брюшное дыхание - это такой тип дыхания , при котором задействуется диафрагма.

Это самая большая и самая мощная из мышц живота.

Диафрагма (рис. 1)

Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма, сделайте бесшумную трель губами. Видите, что диафрагма моментально выталкивает мощный поток воздуха?

Учимся дышать животом

Если вы от рождения дышите животом - это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет - учимся.
Лягте на пол или на диван в полностью горизонтальном положении, руки положите на живот. И начинайте дышать. Чувствуете, как живот поднимается при вдохе и опускается при выдохе? Это и есть брюшное дыхание. Но стоя дышать животом сложнее. Первым Вашим упражнением будет - научиться дышать животом. Старайтесь дышать животом везде : на работе, сидя на уроке, в метро, даже при ходьбе. Постоянно думайте о том, как Вы дышите. И вскоре Вы уже будете не задумываясь дышать животом.

Вот Вы уже знаете ответ на вопрос "Как дышать во время пения?" . Переходим на следующий урок, в котором я Вам дам упражнения для развития дыхания.